archiveЖурнал Журнал Журнал Журнал



2022
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2021
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2020
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2019
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2018
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2017
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2016
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2015
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2014
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2013
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2012
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2011
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2010
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2009
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2008
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2007
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

2006
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Журнал "ФИНАНСЫ"

№11-2021
Содержание


АКТУАЛЬНО

Вопросы экономического обоснования затрат при оплате продукции для государственных и муниципальных нужд
А.Ю. Демидов, заместитель руководителя Казначейства России, заслуженный экономист Российской Федерации, доктор экономических наук
E-mail: finance-journal@mail.ru
Одной из важнейших задач бюджетной и закупочной деятельности соответствующих органов публичной власти является приобретение продукции для государственных и муниципальных нужд по оптимальным ценам. Автор останавливается на рисках, которые возникают на этапах планирования закупаемой продукции, определения поставщика продукции, исполнения контракта и гарантийного обслуживания, и комплексной системе управления рисками возникновения финансово-бюджетных нарушений при осуществлении государственных (муниципальных) закупок.
Практика применения казначейского сопровождения показывает, что при исполнении контрактов (договоров, соглашений) и его оплате плановая структура цены контракта не соблюдается, и автором предлагается механизм, помогающий участнику казначейского сопровождения действовать добросовестно при исполнении всех его обязательств.
Ключевые слова: Федеральное казначейство, экономическое обоснование затрат, оплата продукции для государственных и муниципальных нужд, казначейское сопровождение, закупочные процедуры.

ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Вертикальная фискальная несбалансированность: сущность и способы расчета
Е.Н. Тимушев, научный сотрудник Лаборатории финансово-экономических проблем Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Федерального исследовательского центра «Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук»
E-mail: evgeny_timushev@mail.ru
А.А. Михайлова, ведущий научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, кандидат экономических наук, доцент
E-mail: aam@irof.ru
В данной работе предложены способы расчета вертикальной фискальной несбалансированности в зависимости от уровня децентрализованной бюджетной системы, требующие знания только основных параметров бюджетов. Анализ данных, полученных с использованием предлагаемого нами способа расчета, указал на низкий уровень несбалансированности на уровне бюджетов субъектов Российской Федерации при высокой несбалансированности на уровне местных бюджетов, больше свойственной бюджетным системам унитарных государств.
Ключевые слова: бюджетная децентрализация, институциональные условия межбюджетных отношений, уровни бюджетной системы, консолидированные бюджеты, местные бюджеты, федерации мира.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Проблемы финансовой устойчивости муниципальных бюджетов в условиях отмены единого налога на вмененный доход
Г.Т. Гафурова, доцент кафедры «Финансы и кредит» Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова, кандидат экономических наук
E-mail: gafurova@ieml.ru
Г.Н. Нотфуллина, заведующая кафедрой «Финансы и кредит» Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова, кандидат экономических наук
E-mail: beliskaya@mail.ru
А.Г. Шакирова, старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова
E-mail: gafurova@ieml.ru
Предметом исследования в настоящей статье являются потери муниципальных бюджетов в результате отмены ЕНВД, а его целью – определить механизм компенсации потерь муниципальных бюджетов. В ходе исследования применялись системный метод, моделирование и прогнозирование.
В результате раскрыты последствия для муниципальных бюджетов в связи с отменой единого налога на вмененный доход. Рассчитаны потери бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан при выборе плательщиками различных налоговых режимов. Показан механизм компенсации потерь.
Полученные результаты могут применяться в работе органов государственной власти в сфере оптимизации вертикального выравнивания доходов между бюджетами.
Предложенные в статье мероприятия по всем муниципальным районам и городским округам Республики Татарстан позволят решить проблему выпадающих доходов в 36 муниципальных образованиях.
Ключевые слова: муниципальный бюджет, дефицит бюджета, муниципальные финансы, самостоятельность бюджета, предпринимательская среда, единый налог на вмененный доход, налоговые поступления, налоговый режим, потери бюджета, муниципальный район, городской округ, выпадающие доходы, выравнивание доходов, система налогообложения.

КАЗНАЧЕЙСТВО: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

От единого казначейского счета федерального бюджета к системе казначейских платежей
Л.Р. Ковтун, доцент кафедры финансов и финансовых институтов Байкальского государственного университета, кандидат экономических наук
E-mail: lira-tim@yandex.ru
В статье затрагиваются этапы развития системы казначейских платежей, в каждом из которых были решены конкретные задачи, связанные общей конечной целью.
Ключевые слова: единый казначейский счет, система казначейских платежей, остатки на счетах Федерального казначейства и Управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, управление ликвидностью единого казначейского счета, система кеш-менеджмента бюджетной системы страны.

НАЛОГИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Обособленные подразделения организации
С.В. Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса
E-mail: Minfin633@rambler.ru
Деятельность организации может приводить к созданию обособленного подразделения и возникновению новых обязанностей при уплате налогов и в налоговом администрировании. Статья посвящена практике применения законодательства об обособленных подразделениях, предложены изменения в НК РФ.
Ключевые слова: обособленные подразделения, компании, обязанность по уплате налога, правоприменительная практика, коррективы к НК.

СТРАХОВАНИЕ

Устойчивое страхование для устойчивого развития н защиты климата
Э.С. Гребенщиков, кандидат исторических наук
E-mail: finvestnik@mail.ru
Статья посвящена анализу того, какие последствия для страхового бизнеса может иметь глобальная климатическая повестка в ближайшие десятилетия. Прогнозы и проводимые стресс-тестирования пока не предвещают особых сложностей для страховых компаний. Существенно возрастает на настоящем этапе только аналитическая и статистическая нагрузка на исследовательские подразделения крупных страховщиков; но в дальнейшем и более широкому кругу предстоит отчитываться о том, как отражаются климатические риски в тарификации, андеррайтинге, инвестполитике. Изменения в климате вызывают вместе с тем учащение природных бедствий и усиление их разрушительности. С чем страховщикам давно приходится иметь дело. В то же время декарбонизация особенно не коснется, к примеру, автострахования и других массовых видов. Климатической проблематикой страховые общества по сути дела занимались еще задолго до введения в действие Киотского протокола. Эта их компетенция обновляется и будет востребована страхователями. Автор пишет о том, что страховщики в развитых странах сыграли заметную роль в развитии ВИЭ и как эксперты по инженерным рискам, и как финансовые инвесторы. Дается обзор участия страховщиков в глобальной инфраструктуре по защите климата, зеленых проектов страховых корпораций, в том числе российских. Российское страховое сообщество не остается в стороне от глобальных климатических инициатив.
Ключевые слова: принципы устойчивого страхования, климатические вызовы, принципы ESG, страхование электромобилей, экологическое страхование, декарбонизация, углеродный след, углеродный налог, инвестиции страховых компаний в ВИЭ.

МНЕНИЯ

Вызовы применения проектных методов управления при реализации государственных программ Российской Федерации
О.В. Манусаджян, старший научный сотрудник Центра перспективного финансового планирования, макроэкономического анализа и статистики финансов НИФИ Минфина России, кандидат экономических наук
E-mail: Manusadzhjan@nifi.ru
Д.А. Андреев, младший научный сотрудник Центра перспективного финансового планирования, макроэкономического анализа и статистики финансов НИФИ Минфина России
E-mail: dandreev@nifi.ru
А.Н. Удовенко, старший аналитик Центра исследования бюджетных отношений
E-mail: info@rb-centre.ru
Темой настоящей статьи является внедрение проектного подхода в систему управления государственными программами. В статье рассматриваются вопросы управления проектами в мировой практике, проблемы разграничения проектной и процессной деятельности в рамках государственных программ, риски некорректной организации проектной деятельности в рамках реализации государственных программ. По результатам исследования делается вывод о том, что обозначенные в статье проблемные вопросы могут привести к неэффективной практической реализации управления проектами, выделенными в составе государственных программ Российской Федерации, и потере преимуществ, предоставляемых проектным методом управления.
Ключевые слова: Положение о системе управления государственными программами Российской Федерации, проектные методы управления, государственные программы, проектная и процессная деятельность, риски.

КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ

Проблема оценки ESG-рисков полностью меняет формат корпоративной отчетности
Е.В. Чипуренко, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита РАНХиГС, доктор экономических наук
E-mail: sp-au@yandex.ru
Т.В. Лисицкая, доцент кафедры бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита РАНХиГС, кандидат экономических наук
E-mail: llis.tan2011@yandex.ru
Для оценки реализации целей устойчивого развития имеют значение так называемые нефинансовые данные или ESG-информация в корпоративной отчетности, которая является на сегодняшний день единственным доступным источником информации о результатах и перспективах деятельности коммерческих организаций. Анализ международной и российской практики представления и использования таких данных свидетельствуют о кризисной ситуации в области корпоративной отчетности. Эта проблема, по мнению авторов, особенно актуальна для России, поскольку законодательство о нефинансовой отчетности длительное время находится на стадии проекта, а предлагаемые разработчиками положения уже значительно устарели. Некачественные ESG-данные, отсутствие единых правил и требований к структуре и наполнению отчетности по устойчивому развитию являются препятствием к созданию глобальной системы устойчивого финансирования и, соответственно, полноценному участию в ней российских организаций. Авторы видят единственный выход в сложившейся ситуации – разработка комплекса российских норм, регулирующих единую интегрированную (объединяющую финансовые и нефинансовые данные) корпоративную отчетность на основе формирующихся глобальных подходов. Это позволит инвесторам на финансовом рынке обоснованно устанавливать цену предоставляемых ресурсов, а российским компаниям получить реальную мотивацию для социально ответственного поведения.
Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
Ключевые слова: корпоративная отчетность, устойчивое развитие, финансовая отчетность, МСФО, финансовые риски, нефинансовая, устойчивое финансирование.

ФИНАНСЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Китайское страхование в эпоху цифровой экономики и всемирной пандемии
Т.А. Верезубова, профессор, доктор экономических наук
E-mail: verezubova@mail.ru
Цай Юньсяо, магистр экономических наук, аспирант, Белорусский государственный экономический университет
В статье рассмотрена роль цифровой экономики в развитии страхования в Китайской Народной Республике, влияние последних достижений информационно-коммуникационных технологий на основные качественные показатели стремительного роста страхового сектора. На основе изучения статистических данных сделаны выводы о влиянии всемирной пандемии COVID-19 на деятельность страховых компаний и о роли цифровой экономики в оптимизации их финансовых потоков.
Ключевые слова: страхование, цифровая экономика, страховые компании, регуляторы, финансовые потоки, Китайская Народная Республика, пандемия COVID-19.

ИНФОРМАЦИЯ

Цифровое будущее уже наступило
E-mail: finvestnik@mail.ru
В третьей декаде октября 2021 г. состоялся Всероссийский семинар-совещание руководителей цифровой трансформации финансовых органов субъектов Российской Федерации «Бюджет – цифровое будущее». . Выступивший перед участниками мероприятия министр финансов РФ А.Г. Силуанов заявил, что от цифровизации во многом зависит эффективность функционирования финансовой системы и достижение национальных целей развития. В предлагаемом редакцией обзоре излагаются также тезисы из доклада руководителя Федерального Казначейства Р.Е. Артюхина, а также выступлений спикеров из ряда министерств.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, финансовая система, госуслуги в электронном виде, оптимизация численности, информационные ресурсы.

Content

TOPICAL

Questions of the economic justification of costs when paying for products for state and municipal needs
A.Yu. Demidov, deputy head of the Treasury of Russia, honored economist of the Russian Federation, doctor of economics
E-mail: finance-journal@mail.ru
One of the most important tasks of the budgetary and procurement activities of the relevant public authorities is the purchase of products for state and municipal needs at optimal prices. The author dwells on the risks that arise at the stages of planning purchased products, determining a supplier of products, executing a contract and warranty service, and a comprehensive risk management system for financial and budgetary violations in the course of implementation of state (municipal) purchases.
Keywords: Federal treasury, economic justification of costs, payment for products for state and municipal needs, treasury support, procurement procedures.

FINANCE AND BUDGET: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Vertical fiscal imbalance: essence and methods of calculation
E.N. Timushev, researcher at the Laboratory of financial and economic problems, Institute of socio-economic and energy problems of the North, Federal research center «Komi scientific center of the Ural branch of the Russian academy of sciences»
E-mail: evgeny_timushev@mail.ru
A.A. Mikhailova, leading researcher, Institute of applied economic research, RANEPA, candidate of economic sciences, full associate professor
E-mail: aam@irof.ru
Authors propose a method for calculating the vertical fiscal imbalance by the level of a decentralized budgetary system, which requires knowledge only of the basic parameters of budgets. The analysis based on the authors’ calculations shows a low level of imbalance at the regional level in Russia combined with a high imbalance at the local level which is more typical to the budgetary systems of unitary states.
Keywords: fiscal decentralization, institutions of intergovernmental relations, levels of budgetary system, consolidated budgets, local budgets, world federations.

REGIONAL FINANCE

Problems of financial stability of municipal budgets in the context of the abolition of the single tax on imputed income
G.T. Gafurova, associate professor of the Department of finance and credit, Kazan innovative university named after V.G. Timiryasov, candidate of economic sciences
E-mail: gafurova@ieml.ru
G.N. Notfullina, head of the Department of finance and credit, Kazan innovative university named after V.G. Timiryasov, candidate of economic sciences
E-mail: beliskaya@mail.ru
A.G. Shakirova, senior lecturer of the Department of finance and credit, Kazan innovative university named after V.G. Timiryasov
E-mail: gafurova@ieml.ru
Subject of the article are losses of municipal budgets as a result of the abolition of UTII. On the basis of the study, mechanism was determined for compensating for losses of municipal budgets. The research implied system method, modeling and forecasting which enabled to disclose the consequences for municipal budgets in connection with the abolition of single tax on imputed income. The losses of the budgets of municipalities of the Republic of Tatarstan when payers choose various tax regimes calculated and the mechanism of compensation of losses described. The results of the research can be applied in the work of public authorities in the field of optimization of vertical equalization of revenues between budgets. The effectiveness of the proposed measures in Tatarstan: in 36 municipalities it will solve the problem of lost income.
Keywords:municipal budget, budget deficit, municipal finances, budget independence, business environment, single tax on imputed income, tax revenues, tax regime, budget losses, municipal district, urban district, lost revenues, income equalization, taxation system.

TREASURY: FORMATION AND DEVELOPMENT

Moving from the single treasury account of the federal budget to the system of treasury payments
L.R. Kovtun, associate professor of the Department of finance and financial institutions of the Baikal state university, candidate of economic sciences
E-mail: lira-tim@yandex.ru
The article touches upon the stages of development of the system of treasury payments, in each of which specific tasks related to a common ultimate goal were solved.
Keywords: single treasury account, system of treasury payments, balances on accounts of the Federal treasury and Federal treasury departments for the constituent entities of the Russian Federation, liquidity management of the single treasury account, cash management system of the country's budget system.

TAXES: THEORY AND PRACTICE

Separate divisions of an organization
S.V. Razgulin, class 3 active state councilor of the Russian Federation
E-mail: Minfin633@rambler.ru
The activities of an organization can lead to the creation of a separate division and the emergence of new responsibilities in the payment of taxes and in tax administration. The article is devoted to the practice of applying the legislation on separate subdivisions. Amendments to the Tax Code of the Russian Federation are proposed.
Keywords: separate divisions, companies, duty to pay tax, law enforcement practice, amendments to the Tax Code.

INSURANCE

Sustainable insurance for sustainable development and climate protection. Green projects of insurance corporations
E.S. Grebenshchikov, candidate of historical sciences
E-mail: finvestnik@mail.ru
The article is devoted to the analysis of the consequences the global climate agenda may entail for the insurance business in the coming decades. Forecasts and ongoing stress tests do not yet bode significant troubles for insurance companies. As of now only the analytical and statistical load on the research departments of large insurers is on an increase. However in the near future, a wider circle of insurance providers will have to report to regulators and rating agencies on how climate risks are reflected in tariffication, underwriting, and investment policy. At the same time, decarbonization will not particularly affect, for example, motor insurance and other mass scale classes. Insurance companies dealt with climate problems and liquidated losses of insured large- scale disasters which have become more frequent and destructive due to climate changes long before the introduction of the Kyoto Protocol. This competence is being constantly updated and demonstrated. Insurers apart from their traditional function have played a significant role in the development of renewable energy sources also as experts on engineering risks and as financial investors. An informative overview of the participation of insurers in the global infrastructure for climate protection, green projects of insurance corporations, including Russian ones, is following.
Keywords: sustainable insurance principles, climate challenges, ESG principles, electric vehicle insurance, environmental insurance, decarbonization, carbon footprint, carbon tax, investments of insurance companies in renewable energy sources.

OPINIONS

Challenges in the application of project management methods in the implementation of state programs of the Russian Federation
O.V. Manusadzhyan, senior researcher, Center for advanced financial planning, macroeconomic analysis and finance statistics, Financial research institute of the Ministry of finance of Russia (NIFI), candidate of economic sciences
E-mail: Manusadzhjan@nifi.ru
D.A. Andreev, junior researcher, Center for advanced financial planning research, macroeconomic analysis and finance statistics of NIFI
E-mail: dandreev@nifi.ru
A.N. Udovenko, senior analyst, Center for budgetary relations research
E-mail: info@rb-centre.ru
The topic of this article is the implementation of the project approach in the management system of state programs. The article deals with the issues of project management world – wide, the problems of differentiating project and process activities within the framework of government programs, the risks of incorrect organization of project activities while implementing government programs. Based on the results of the study, it is concluded that the problematic issues identified in the article can lead to ineffective practical implementation of project management, allocated as part of the state programs of the Russian Federation, and the loss of the benefits provided by the project management method.
Keywords: regulations of the management system of state programs of the RF, project management methods, state programs, project and process activities, risks.

CORPORATE FINANCE

The problem of assessing ESG risks completely changes the format of corporate reporting
E.V. Chipurenko, head of the Department of accounting, economic analysis and audit, RANEPA, doctor of economics
E-mail: sp-au@yandex.ru
T.V. Lisitskaya, associate professor at the Department, RANEPA, candidate of economic sciences
E-mail: llis.tan2011@yandex.ru
To assess the implementation of sustainable development goals, the so-called non-financial data or ESG information in corporate reporting is important. Currently it is the only available source of information about the results and prospects of the activities of commercial organizations. Analysis of international and Russian practices for the presentation and use of such data indicates a crisis situation in the field of corporate reporting. This problem is especially relevant for Russia, since the legislation on non-financial reporting has been at the draft stage for a long time, and the provisions proposed by the developers are already significantly outdated. Poor ESG data, the lack of uniform rules and requirements for the structure and content of sustainable development reporting are an obstacle to the creation of a global sustainable financing system and, accordingly, the full participation of Russian organizations in it. The authors see the only way out in this situation — the development of a set of Russian rules governing unified integrated (combining financial and non-financial data) corporate reporting based on emerging global approaches and experience.
Keywords: corporate reporting, sustainable development, financial reporting, IFRS, financial risks, non-financial, sustainable financing, reporting.

FOREIGN FINANCE

Chinese insurance in the era of the digital economy and the global pandemic
T.A. Verezubova, full professor, doctor of economics
E-mail: verezubova@mail.ru
Tsay Jungsyao, magister of economics, postgraduate student
Both from Belarusian state economic university
The article examines the role of the digital economy in the development of insurance in the People's Republic of China, the impact of the latest advances in information and communication technologies on the main qualitative indicators of the rapid growth of the insurance sector in this country. Based on the study of statistical data, conclusions were drawn about the impact of the global COVID-19 pandemic on the activities of insurance companies and the role of the digital economy in optimizing their financial flows.
Keywords: insurance, digital economy, insurance companies, reinsurance, regulators, financial flows, People's Republic of China, COVID-19 pandemic.

INFORMATION

The digital future has already arrived
E-mail: finvestnik@mail.ru
In the third decade of October 2021, the all-Russian seminar and meeting of the heads of digital transformation of financial authorities of the constituent entities of the Russian Federation "Budget - digital future" was held. The minister of finance of the Russian Federation A.G. Siluanov said that the efficiency of the functioning of the financial system and the achievement of national development goals largely depend on digitalization. The proposed review also contains the theses from the report of the head of the Federal treasury R.E. Artyukhin and presentations of speakers from a number of federal ministries.
Keywords: digitalization, digital transformation, financial system, electronic government services, personnel optimization, information resources.

© 2006-2022
Книжная редакция «Финансы»