Содержание
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ
Д.Г. Ситников, заместитель Председателя Правительства Алтайского края, министр финансов Алтайского края
E-mail: finance-journal@mail.ru
Одним из инструментов государственной поддержки инфраструктурного развития регионов стал механизм «инфраструктурного меню» – комплексная программа, направленная на финансирование стратегически важных инфраструктурных проектов. Алтайский край, как и другие регионы, активно пользуется механизмами «инфраструктурного меню», что позволяет получить долгосрочное финансирование на льготных условиях. В статье отражено, как используются инструменты «инфраструктурного меню», такие как инфраструктурные бюджетные кредиты, казначейские инфраструктурные кредиты, специальные казначейские кредиты и другие, в Алтайском крае.
Ключевые слова: Алтайский край, инфраструктурного развития регионов, механизм «инфраструктурного меню», государственная поддержка, бюджетные кредиты.
ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Ю.А. Алтынов, исполнительный директор ИТ-компании «ФИНАТЕК», ведущий научный сотрудник Института исследований социально-экономических трансформаций и финансовой политики, старший преподаватель кафедры общественных финансов Финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук
E-mail: yaaltynov@fa.ru
В статье цифровое пространство общественных финансов России рассматривается через призму цифровых процессов, ИТ-ресурсов и способов информационного взаимодействия. Автором предложено функциональное разделение цифрового пространства общественных финансов на открытую (общедоступную) и закрытую (профессиональную) части. Разработаны схематичные карты цифрового пространства общественных финансов с позиции используемых ИТ-решений, позволяющие систематизировать и обобщить информацию о текущем состоянии процессов цифровизации и автоматизации бюджетного процесса.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации.
Ключевые слова: электронный бюджет, цифровой бюджет, общественные финансы, цифровое правительство, автоматизация бюджетного процесса.
О.В. Борисова, ведущий научный сотрудник Института исследований социально-экономических трансформаций и финансовой политики Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук, доцент
E-mail: OLVBorisova@fa.ru
М.Б. Эйсаев, младший научный сотрудник Института исследований социально-экономических трансформаций и финансовой политики Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
E-mail: meisaevb@gmail.com
Активное развитие интернета, техники, технологий, накопление данных и ряд иных причин привели к необходимости использования визуальных методов представления отдельных финансовых показателей для принятия на их основе управленческих решений. Цель исследования – выявление отдельных аспектов, позволяющих осуществить разработку прототипа цифровой экосистемы для прогнозирования доходов федерального бюджета РФ. Данная цель определила основные реализуемые в исследовании задачи, связанные с выявлением инструментария визуализации, процедуры его выбора, определения внешнего вида прототипа. При этом на каждом этапе разработки учитывались существующие нормативные требования министерств и ведомств к существующему программному обеспечению. В основу исследования были положены теоретические, качественные и количественные методы. Это позволило провести изучение существующих подходов к визуализации, изучить ее востребованность в сфере государственных финансов, выявить особенности, а также представить субъективные аспекты имеющейся в России практики их использования с целью применения имеющегося опыта для разработки авторского прототипа. Авторами использовались количественные методы при моделировании прогнозов (что выходит за пределы нашего исследования) и экспертной оценки качества полученного прототипа. Его применение в министерствах и ведомствах позволит повысить качество и оперативность принимаемых управленческих решений в сфере общественных финансов.
Ключевые слова: прототип цифровой экосистемы, система дашбордов, разработка прототипа, функции прототипа, аналитический дашборд.
НАЛОГИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
О.И. Борисов, доцент кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук, доцент
E-mail: oborisov@fa.ru
Целью статьи является определение характерных черт процентов и долговых обязательств для целей налогообложения для последующего решения методологических проблем налогообложения долговых финансовых инструментов. Выделены три сущностные характеристики процентов и пять отличительных черт долговых обязательств для целей налогообложения. Доказано, что по мере распространения структурных и бессрочных облигаций, субординированных долговых обязательств все острее становится проблема разграничения налоговых последствий долгового и долевого финансирования, а также финансовых продуктов с элементами производных финансовых инструментов. Сохранение действующих подходов нарушает единообразное налогообложение экономически сходных финансовых инструментов, так как объединение различных финансовых инструментов в один размывает существенные черты «традиционных» инструментов. Если структурные финансовые инструменты не разделять на составные элементы, то инвесторы могут с позиции налогового арбитража отдавать им предпочтение вместо операций с производными финансовыми инструментами, что наносит ущерб интересам бюджета РФ.
Ключевые слова: подоходное налогообложение, проценты, дисконт, долговые обязательства, векселя, структурные облигации, бессрочные облигации.
С.В. Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса
E-mail: minfin633@rambler.ru
Е.С. Разгулина, лауреат конкурса «Высший пилотаж» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
E-mail: minfin633@rambler.ru
Статья посвящена условиям освобождения от налога на доходы физических лиц доходов от продажи недвижимого имущества. Предложены поправки в Налоговый кодекс РФ, направленные на изменение критерия освобождения.
Ключевые слова: доходов от продажи объектов недвижимого имущества, срок владения, инвестиции, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), имущественный налоговый вычет, освобождение от НДФЛ, полномочия налоговых органов.
А.В. Кадет, начальник Управления международного налогообложения Федеральной налоговой службы, соискатель ученой степени кандидата экономических наук на Факультете налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
E-mail: finance-journal@mail.ru
налогообложению доходов от трансграничных услуг в условиях цифровой экономики. Автор исследует принципиальные расхождения между инициативами ОЭСР (в рамках проекта по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения, Второй Компонент глобального минимального налогового пакета Расширенного форума ОЭСР/Группы 20) и предложениями ООН (на основе документа от 27.06.2025). Особое внимание уделяется критике традиционной концепции постоянного представительства, проблемам применения трансфертного ценообразования в развивающихся странах, а также различным трактовкам принципа «создания стоимости». В работе подробно сравниваются альтернативные модели установления налоговой юрисдикции («значительное экономическое присутствие» и Сумма A Первого Компонента), анализируются риски для развивающихся стран и потенциальные конфликты юрисдикций. На основе проведенного исследования автор предлагает конкретные рекомендации по гармонизации международных налоговых правил с учетом интересов различных групп стран.
Ключевые слова: международное налогообложение, цифровая экономика, трансграничные услуги, ОЭСР, ООН, проект, Второй Компонент, постоянное представительство, значительное экономическое присутствие, создание стоимости, налоговый суверенитет, развивающиеся страны, правило фактического налогообложения (STTR).
КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ
Г.И. Хотинская, профессор кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук
E-mail: hotinskaya@bk.ru
Платформенная экономика – новая парадигма развития социума, объективная и активно развивающаяся в текущем десятилетии тенденция, охватывающая большинство сфер жизнедеятельности человека. В ее основе – формирование и масштабирование цифровых платформ, в числе которых одним из доминантных является сегмент финансовой индустрии. Цифровые платформы создают финансовые организации в целях повышения эффективности операционной деятельности и вовлечения на коллаборационной основе сторонних продуктов и сервисов. Финансовые продукты и услуги интегрируются также в нефинансовые платформы, порождая феномен «встроенных финансов».
Платформизация экономики – одна из форм цифровой трансформации с незначительной по времени историей. Однако ее вклад в экономику уже статистически значим в глобальном масштабе и на страновых рынках, включая Россию. Цель данной статьи – изучить эмпирический опыт развития цифровых платформ с акцентом на финансовые платформенные сервисы и оценить их в ракурсе фундаментального влияния на экономику и финансы.
Ключевые слова: платформенная экономика, платформизация, цифровая платформа, финансовые платформенные сервисы, встроенные финансы.
ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
Э.Н. Белозорова, доцент кафедры общего и проектного менеджмента Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук
E-mail: enbelozorova@fa.ru
В статье рассматриваются основные проблемы правового регулирования цифровых финансовых активов (ЦФА) в России в контексте действующего законодательства, в частности Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровых токенах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Автор анализирует ключевые аспекты регулирования, включая правовой статус криптовалют и цифровых активов, их использование в финансовых и коммерческих сделках, а также вопросы, связанные со смарт-контрактами и токенами. Рассматриваются проблемы, такие как отсутствие международной унификации регулирования, противоречия в национальном законодательстве, риски, связанные с использованием ЦФА для незаконной деятельности, а также недостаточная правовая определенность по ряду аспектов. В статье предложены рекомендации по улучшению правового регулирования, включая создание специализированного регулирующего органа, разработку единого кодекса для цифровых активов, интеграцию международных стандартов и усиление правовой ответственности за нарушения в данной сфере. Основное внимание уделено необходимым мерам для защиты прав инвесторов и создания безопасной и эффективной правовой среды для использования ЦФА в России.
Ключевые слова: цифровые финансовые активы, криптовалюты, правовое регулирование, смарт-контракты, токены, правовая ответственность, защита прав инвесторов, международное регулирование.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АСПИРАНТОВ И СОИСКАТЕЛЕЙ
Д.А. Афанасьев, магистрант Факультета международных экономических отношений Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации
E-mail: postafan@mail.ru
В условиях санкций российский страховой рынок столкнулся с необходимостью адаптации к вызовам новой реальности, включая ограниченный доступ к международному перестрахованию. В 2022–2023 г. АО «РНПК» был принят весь портфель перестрахования российских рисков без изменений цен и условий покрытия, ранее размещенных на зарубежных страховых рынках. Статистические данные о результатах страхования 2022–2024 гг. продемонстрировали рост как тяжести, так и частоты крупных убытков. Наблюдается ухудшение финансовых результатов рынка перестрахования. Одновременно Банком России было предложено внесение изменений в действующие нормы положения ЦБ «О требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков» от 16.11.2021 №781-П. Особое внимание уделено цифровым финансовым активам (ЦФА), которые планируется рассматривать как аналог договоров перестрахования. В мировой практике секьюритизация страховых операций, в частности использование страховых облигаций, является значимым дополнением к традиционным способам передачи риска.
Целью данной статьи является обоснование гипотезы об использовании ЦФА страховых компаний отечественного рынка по аналогии с договорами перестрахования и секьюритизации страховых обязательств.
Ключевые слова: ILS, ЦФА, страхование, перестрахование, санкции, облигации.
Content
REGIONAL FINANCE
D.G. Sitnikov, Deputy Prime Minister of the Altai Territory, Minister of Finance of the Altai Territory
E-mail: finance-journal@mail.ru
One of the instruments of state support for the infrastructure development of the regions was the mechanism of the "infrastructure menu" - a comprehensive program aimed at financing strategically important infrastructure projects. Altai Territory, like other regions, actively uses the mechanisms of the "infrastructure menu," which makes it possible to obtain long-term financing on preferential terms.The article reflects how the tools of the "infrastructure menu" are used, such as infrastructure budget loans, treasury infrastructure loans, special treasury loans and others, in the Altai Territory.
Keywords: Altai Territory, regional infrastructure development, "infrastructure menu" mechanism, government support, budget loans.
FINANCE AND BUDGET: CHALLENGES AND SOLUTIONS
Yu.A. Altynov, Executive Director of the IT company «FINATEK», Leading Researcher at IISETiFP, Senior Lecturer at the Department of Public Finance, Faculty of Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Economic Sciences
E-mail: yaaltynov@fa.ru
The article examines the digital space of public finance in Russia through the prism of digital processes, IT resources and ways of information interaction. The author proposes a functional division of the digital space of public finance into open (publicly accessible) and closed (professional) parts. Schematic maps of the digital space of public finance have been developed from the perspective of the IT solutions used, which make it possible to systematize and summarize information about the current state of digitalization and automation of the budget process.
The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment of the Financial University under the Government of the Russian Federation.
Keywords: electronic budget, digital budget, public finance, digital government, automation of the budget process.
O.V. Borisova, Leading Researcher at the Institute for Research on Socio-Economic Transformations and Financial Policy, Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
E-mail: OLVBorisova@fa.ru
M.B. Eisaev, Junior Researcher at the Institute for Research on Socio-Economic Transformations and Financial Policy, Financial University under the Government of the Russian Federation
E-mail: meisaevb@gmail.com
The active development of the Internet, technology, technology, data accumulation and a number of other reasons have led to the need to use visual methods of presenting individual financial indicators to make managerial decisions based on them. The purpose of the study is to identify certain aspects that make it possible to develop a prototype of a digital ecosystem for forecasting federal budget revenues in the Russian Federation. This goal defined the main tasks implemented in the study related to the identification of visualization tools, procedures for its selection, and determining the appearance of the prototype. At the same time, at each stage of development, the existing regulatory requirements of ministries and departments for existing software were taken into account. The research was based on theoretical, qualitative and quantitative methods. This made it possible to study existing approaches to visualization, to study its relevance in the field of public finance, to identify features, and also to present the subjective aspects of the practice of using them in Russia in order to apply existing experience to develop an author's prototype. The authors used quantitative methods in modeling forecasts (which is beyond the scope of our study) and expert evaluation of the quality of the prototype obtained. Its application in ministries and departments will improve the quality and efficiency of management decisions in the field of public finance.
Keywords: prototype of a digital ecosystem, dashboard system, prototype development, prototype functions, analytical dashboard.
TAXES: THEORY AND PRACTICE
O.I. Borisov, Associate Professor of the Department of Taxes and Tax Administration, Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
E-mail: oborisov@fa.ru
The purpose of the article is to determine the characteristics of interest and debt obligations for tax purposes for the subsequent solution of methodological problems of taxation of debt financial instruments. There are three essential characteristics of interest and five distinguishing features of debt obligations for tax purposes. It has been proven that as the spread of structured and perpetual bonds, subordinated debt obligations, the problem of distinguishing the tax consequences of debt and equity financing, as well as financial products with elements of derivative financial instruments, becomes more acute. Maintaining existing approaches violates the uniform taxation of economically similar financial instruments, since combining various financial instruments into one erodes the essential features of "traditional" instruments. If structural financial instruments are not divided into components, then investors can give them preference from the standpoint of tax arbitration instead of operations with derivative financial instruments, which is detrimental to the interests of the budget of the Russian Federation.
Keywords: income taxation, interest, discount, debt obligations, bills, structured bonds, perpetual bonds.
S.V. Razgulin, Acting State Councilor of the Russian Federation, Grade 3
E-mail: minfin633@rambler.ru
E.S. Razgulina, laureate of the "Aerobatics" competition of the National Research University "Higher School of Economics"
E-mail: minfin633@rambler.ru
The article is devoted to the conditions for exemption from personal income tax of income from the sale of real estate. Amendments to the Tax Code of the Russian Federation aimed at changing the exemption criterion have been proposed.
Keywords: income from the sale of real estate, tenure, investments, personal income tax (PIT), property tax deduction, exemption from PIT, powers of tax authorities.
A.V. Kadet, Head of the International Taxation Department of the Federal Tax Service, applicant for the degree of candidate of economic sciences at the Faculty of Taxes, Audit and Business Analysis of the Financial University under the Government of the Russian Federation
E-mail: finance-journal@mail.ru
The article provides a comprehensive analysis of modern approaches to taxation of income from cross-border services in the digital economy.The author examines the fundamental discrepancies between the OECD initiatives (within the framework of the project to combat the erosion of the tax base and the withdrawal of profits from taxation, the Second Component of the global minimum tax package of the OECD/Group of 20 Extended Forum) and the UN proposals (based on a document from 27.06.2025). Particular attention is paid to criticism of the traditional concept of permanent establishment, the problems of applying transfer pricing in developing countries, as well as various interpretations of the principle of "value creation." The paper compares in detail alternative models for establishing tax jurisdiction ("significant economic presence" and Amount A of the First Component), analyzes risks for developing countries and potential conflicts of jurisdictions. Based on the study, the author offers specific recommendations for harmonizing international tax rules, taking into account the interests of various groups of countries.
Keywords: international taxation, digital economy, cross-border services, OECD, UN, project, Second Component, permanent establishment, significant economic presence, value creation, tax sovereignty, developing countries, actual taxation rule (STTR).
CORPORATE FINANCE
G.I. Khotinskaya, Professor, Department of Corporate Finance and Corporate Governance, Faculty of Economics and Business, Financial University under the Government of the Russian Federation, Doctor of Economics
E-mail: hotinskaya@bk.ru
The platform economy is a new paradigm for the development of society, an objective and actively developing trend in the current decade, covering most areas of human life. It is based on the formation and scaling of digital platforms, including one of the dominant ones is the segment of the financial industry. Digital platforms create financial institutions in order to increase the efficiency of operational activities and involve third-party products and services on a collaborative basis. Financial products and services are also integrated into non-financial platforms, giving rise to the phenomenon of "embedded finance."
The platformization of the economy is one of the forms of digital transformation with an insignificant history. However, its contribution to the economy is already statistically significant on a global scale and in country markets, including Russia. The purpose of this article is to study the empirical experience of the development of digital platforms with an emphasis on financial platform services and evaluate them in terms of their fundamental impact on the economy and finance.
Keywords: platform economy, platforming, digital platform, financial platform services, embedded finance.
FINANCIAL MARKETS
E.N. Belozorova, Associate Professor, Department of General and Project Management, Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Economic Sciences
E-mail: enbelozorova@fa.ru
The article discusses the main problems of legal regulation of digital financial assets (DFA) in Russia in the context of current legislation, in particular the Federal Law of 31.07.2020 No. 259-FZ "On digital financial assets, digital tokens and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation." The author analyzes key aspects of regulation, including the legal status of cryptocurrencies and digital assets, their use in financial and commercial transactions, as well as issues related to smart contracts and tokens.Problems such as the lack of international unification of regulation, contradictions in national legislation, risks associated with the use of the CFA for illegal activities, as well as insufficient legal certainty in a number of aspects are considered. The article offers recommendations for improving legal regulation, including the creation of a specialized regulatory body, the development of a single code for digital assets, the integration of international standards and increased legal liability for violations in this area. The main focus is on the necessary measures to protect the rights of investors and create a safe and effective legal environment for the use of the CFA in Russia.
Keywords: digital financial assets, cryptocurrencies, legal regulation, smart contracts, tokens, legal responsibility, investor protection, international regulation.
SCIENTIFIC RESEARCH OF POSTGRADUATE STUDENTS AND POSTDRADUATE DEGREE SEEKERS
D.A. Afanasyev, Master's Student, Faculty of International Economic Relations, Moscow State Institute of International Relations, Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation
E-mail: postafan@mail.ru
Under the sanctions, the Russian insurance market faced the need to adapt to the challenges of the new reality, including limited access to international reinsurance. In 2022-2023, JSC RNPK adopted the entire reinsurance portfolio of Russian risks without changes in prices and coverage conditions previously placed in foreign insurance markets.Statistics on insurance results 2022-2024 showed an increase in both the severity and frequency of large losses. There is a deterioration in the financial results of the reinsurance market. At the same time, the Bank of Russia proposed amendments to the current regulations of the Central Bank "On Requirements for Financial Stability and Solvency of Insurers" dated 16.11.2021 No. 781-P. Particular attention is paid to digital financial assets (CFA), which are planned to be considered as an analogue of reinsurance contracts. In world practice, securitization of insurance operations, in particular the use of insurance bonds, is a significant addition to the traditional methods of transferring risk.
The purpose of this article is to substantiate the hypothesis about the use of CFAs of insurance companies of the domestic market by analogy with reinsurance and securitization contracts of insurance liabilities.
Keywords: ILS, CFA, insurance, reinsurance, sanctions, bonds.